02.06.14

Кто виноват в падениях "Протона")

Созданная сразу после падения 16 мая ракеты-носителя «Протон» межведомственная комиссия не исключает версии саботажа при производстве или сборке аппарата, сообщает «Вечерняя Москва».

Об этом заявил председатель комиссии, первый заместитель гендиректора ЦНИИмаша Александр Данилюк. Но его высказывание не означает, что уже установлены факты намеренного вывода из строя дорогостоящего аппарата. Как сообщили в Роскосмосе, это всего лишь рабочая версия.

Напомним, что 16 мая с космодрома «Байконур» стартовала ракета-носитель «Протон-М» с космическим аппаратом связи "Экспресс-АМ4Р". Но, по предварительной версии, на 545-й секунде полёта у ракеты отказал рулевой двигатель третьей ступени, и она вместе с разгонным блоком "Бриз-М" и спутником на борту сгорела в плотных слоях атмосферы над Тихим океаном.

Это была вторая попытка подряд вывести на орбиту спутник связи, который должен был обеспечить цифровым вещанием 19 регионов России, включая и Дальний Восток. Как сообщила пресс-служба ФГУП «Космическая связь», стоимость спутника составила около 150 миллионов евро. Запуск ракеты-носителя «Протон-М» обошёлся около 2,4 миллиарда рублей, космический аппарат был застрахован на сумму 7,8 миллиардов рублей. Но тут, считают эксперты, надо ещё учитывать и кредитную нагрузку. В общей сложности, аварийный запуск ракеты и спутника обошелся не менее чем в 9,6 миллиарда рублей.

И хотя космический аппарат был застрахован, о ближайших планах обеспечения современными средствами связи огромного числа наших сограждан и предприятий можно забыть. Тем более обидно, что из-за санкций, вводимых по инициативе США в адрес России, которые предполагают и ограничения в области обмена высокими технологиями, нам будет труднее договариваться с немецкими специалистами, участвовавшими в производстве вышеуказанного спутника связи.

Согласно данным Роскосмоса, эксплуатация ракеты-носителя «Протон-М» началась в 2001 году. По сообщениям этого ведомства можно отследить хронологию неудачнх запусков. С тех пор было осуществлено 83 пуска, в том числе 58 коммерческих. При запуске произошло 4 аварии и 5 нештатных ситуаций. Это вроде бы не такая уж суровая статистика, но ущерб в области технологической модернизации страны оказался довольно-таки ощутимым. Кроме того, он сказывается и на конкурентоспособности российских предприятий, обеспечивающих запуск иностранных коммерческих космических спутников.

Первыми расстроились заказчики из Саудовской Аравии, когда в феврале 2006 года наш «Протон-М» не вывел на расчётную орбиту телекоммуникационный спутник Arabsat-4A. Причиной стал неполный цикл работы двигателя разгонного блока «Бриз-М». Через два года ракета не смогла вывести американский спутник связи AMC - разгонный двигатель отключился на 1933 секунде полёта, вместо положенных 2066 секунд – произошло разрушение трубопровода подачи генератора газа в турбонасосный агрегат двигателя С5 98М.

В 2007 году в космос не был доставлен японский телекоммуникационный аппарат JCSat-11. В 2010 году провалилась попытка вывести на расчётную орбиту три спутника «Глонасс-М». В случаи удачи мы смогли бы завершить формирование своей собственной навигационной системы. В 2011 году неудачей обернулась первая попытка вынести на околоземную орбиту "Экспресс-АМ4Р». В 2012 году печально закончился запуск ракеты-носителя с российским аппаратом "Экспресс-МД2" и индонезийским – Telkom-3. Тогда ещё вышла статья в газете «The Moscow Post» на русском языке («Ракеты падали, ракеты») с весьма символичной опечаткой: в слове «космическая» (программа) куда-то делась первая буква «с»…

Болезненная реакция руководства страны привела тогда к целой серии отставок в Космическом центре имени Хруничева и в Роскосмосе. Но, как видно, этих мер было недостаточно для того, чтобы предотвратить протонопад.

Впрочем, на своей страничке в Twitter вице-премьер Дмитрий Рогозин высказал предложение - не мучить общество версиями о причинах падения ракеты-носителя «Протон-М», а подождать пока межведомственная комиссия не закончит свою работу и не представит своё заключение правительству РФ.

Руслан Пухов, директор Центра анализа и технологий:
- Все попытки списать неудачи в запуске наших «Протонов» на чью-то злую волю или диверсию со стороны стратегических противников мне представляются классическим лукавством. Помните, что говорил профессор Преображенский в известном романе Михаила Булгакова? «Если я, ходя в уборную, начну, извините меня за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной получится разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах».

То есть, мы можем говорить о системном сбое в управлении отраслью. Впрочем, я не считаю себя выдающимся специалистом в этих вопросах, а выскажусь как гражданин, который переживает за успех любого значимого государственного предприятия: надо наладить качество производства и жёсткую, безотказную, педантичную систему проверки готовности аппарата к запуску в космос.

Источник: http://gisa.ru/

ВІСНИК ГЕОДЕЗІЇ ТА КАРТОГРАФІЇ