03.02.14

Открытые данные и прозрачность: вспоминая 2013 год

На сайте The Guardian опубликована статья о тенденциях в распространении открытых данных в 2013 году. Прозрачность, возможно, была главной темой, но оправдались ли «революционные» обещания? Зои Смит (Zoe Smith) рассматрела все достижения 2013 года.

Призыв к «революции данных», содержащийся в тексте доклада о повышении уровня жизни к 2015 году, является признаком растущей приверженности к общедоступным данными и использованию их в качестве инструмента для социальных изменений.

Веб-технологии продолжают предлагать все большему числу людей возможности для обмена стандартизированными данными и статистикой, и требуют от Открытого Правительства большей открытости. 2013 год, кажется, стал тем переломным моментом, который сделал публикацию открытых данных/прозрачность популярным движением.

Тем не менее, для тех, кто уже давно работал по этому вопросу, призыв был не простой фразой, а уникальной возможностью. «Если бы мы действительно наблюдаем глобальное стремление к открытым данным, это событие было бы революционным; на раннем этапе столь смелые заявления редки. Я думаю, это задало тон всему году, когда прозрачность была в центре внимания», - говорит Дэвид Холл Мэтьюз (David Hall Matthews) из организации Publish What You Fund.

На высшем уровне дискуссии завершились принятием обязательств. Дэвид Кэмерон (David Cameron) использовал председательство Великобритании в «Большой восьмёрке» (G8), чтобы продвинуть международные меры в отношении «трех T» (tax, trade and transparency - налоги, торговля и прозрачность) в рамках кампании IF. На заседании в Лох-Эрне (Шотландия) участники подтвердили приверженность открытым стандартам данных, а также определили обязательства, например, содействовать инициативам, направленным на повышение прозрачности наборов данных к концу 2015 года.

2013 год был особенно хорошим годом для американской корпорации Millennium Challenge Corporation (MCC), которая возглавила работу по внедрению индекса прозрачности. В то время как верхние позиции списков МСС и DfID Великобритании заняли лучшие практики, существовало много возможностей для совершенствования. «Существует очень длинный список агентств, которые на самом деле не принимают необходимость прозрачности и доступности данных. Этот список включает в себя важных спонсоров, всю Франции ​​и Японию, они не создают ничего надежного и определенного», - говорит Холл Мэттьюз.

Тем не менее, учитывая все большее число новых и «пограничных» рынков, рост которых происходит в значительной степени на средства, полученные от использования природных ресурсов, в 2013 произошла трансформация представлений о прозрачности данных о доходах, полученных от добычи и продажи нефти, газа и минеральных ресурсов. В мае был принят новый стандарт Инициативы прозрачности добывающих отраслей (EITI), который, как говорят, гораздо шире и глубже, чем предыдущая версия.

Некоторые страны сделали очень многое для повышения прозрачности в добыче. В Нигерии, например, отчеты EITI играют важную роль в дебатах о том, как именно должно происходить управление ресурсами в стране. «В таких странах, как Нигерия, прозрачность и EITI воспринимают серьезно и выходят за рамки раскрытия информации, обеспечивая реальную эффективность и осознание ответственности. Например, Агентство по сбору налогов стало собирать больше средств», - говорит Йонас Моберг (Jonas Moberg), глава Международного секретариата EITI.

Но в какой степени политика прозрачности и открытые данные могут реализовать революционный потенциал? Правительства и другие организации раскрывали данные, но силовые структуры их не используют. Действительно ли есть шанс достичь значительных социальных изменений?

Сложность проблемы иллюстрируется примером Мексики, которая в 2014 году сменит Индонезию на позиции председателя Партнерства Открытого Правительства. На Лондонском саммите в 2013 г., и.о. Министра гражданской службы Мексики, говорил о больших успехах, достигнутых страной в рамках повышения открытости государственных закупок, на долю которых приходится около 10% ВВП. Это ключевая область, где прозрачность и контроль могут помочь в борьбе с коррупцией.

Существует, однако, парадокс. Профессор SOAS Леандро Вергара Камю (Leandro Vergara Camus), специалист по крестьянскому движению в Мексике, объясняет: «Сектор НПО в Мексике имеет более позитивный взгляд на возможности использования открытых данных, чем организации рабочего класса или крестьяне. Прозрачность и контроль пока что гораздо более заметны в городских районах».

Ранее в этом государственном докладе OECD Мексику называли «одной из наиболее развитых в вопросе расширения доступа к информации и содействию открытости правительства». Такое описание выглядит несколько неловко рядом с описанием из Обзора по соблюдению прав человека, в котором говорится об «атмосфере насилия и безнаказанности», существующей во многих частях страны и формирующей обстановку, в которой некоторые организации и гражданское общество сталкиваются с проблемами в области соблюдения прав человека.

Новые обязательства Мексики, несомненно, позволяют убедиться, что она «играет существенную роль в формировании приоритетов и способов ведения бизнеса в Открытом правительстве»; это заслуживает похвалы. В Мексике есть бесчисленное множество общественных организаций, но, как и во многих странах, они изо всех сил пытаются сохранить автономию от правительства.

Камю предупреждает: «Сложность обеспечения прозрачности и контроля во многом зависит от наличия или отсутствия независимости и, я подчеркиваю, наличию независимых организаций, гражданского общества и общественных движений».

С увеличением количества организаций, способных обеспечить прозрачность своей деятельности, самым ярким вызовом будет повышение эффективности работы этой системы и адекватное решение основных вопросов.

 

Источник: http://gisa.ru/

ВІСНИК ГЕОДЕЗІЇ ТА КАРТОГРАФІЇ