24.12.13

Directionsmag.com: Обзор 10 наиболее интересных событий 2013 года

На сайте Directionsmag.com опубликован традиционный обзор из десяти наиболее интересных событий, идей, тем, продуктов года от главного редактора журнала - Адены Шутцберг (Adena Schutzberg).

1. В США остался только один поставщик коммерческих спутниковых снимков

Если немного углубиться в историю, то раньше в США было три поставщика коммерческих снимков - это компании Space Imaging, DigitalGlobe и Orbimage. Затем компания Orbimage выкупила фирму Space Imaging и приобрела новое название GeoEye. А потом, уже в этом году DigitalGlobe и GeoEye объединились в единую DigitalGlobe.

Почему же произошло это объединение? По предположению директора Национальной разведки Джеймса Клаппера (James Clapper), это произошло из-за сокращения финансовых ресурсов. Правительственные фонды не стимулировали развитие в направлении частного сектора. Пока финансирование росло, ни одна компания не искала «волшебного приложения» для получения больших доходов из неправительственных источников. 

Итак, в настоящее время на рынке осталась только одна компания и последние данные свидетельствуют о том, что она продолжит искать баланс между основным доходом, построением долговременных отношений и поиском новых способов своевременной поставки данных более высокого разрешения.

2. Дистанционное зондирование нового поколения

С тех пор как DigitalGlobe поглотила GeoEye, компании пришлось обратить внимание на новых игроков на рынке дистанционного зондирования. Небольшие компании с венчурным капиталом, предлагают более простые и экономичные бизнес-модели, которые заставляют пересмотреть взгляды на коммерческое дистанционное зондирование. 

Стоит сказать несколько слов о таких новых компаниях.

Planet Labs 
Компания уже запустила четыре демонстрационных спутника и планирует увеличить их число до 28 в начале 2014 года. Продукт - снимки высокого разрешения.

UrtheCast 
Произносится как «earthcast». Фирма существует на рынке три года, в ней 22 сотрудника. UrtheCast уже достигла значительных успехов: ее сенсоры находятся на Международной космический станции (МКС). Планируется предоставление статических и видеоизображений как на бесплатной, так и на контрактной основе.

Skybox Imaging 
Компания была основана в 2009 году выпускниками Стэнфордского университета (штат Калифорния, США). Skybox уже выпустила на орбиту свой первый спутник. В долгосрочных планах компании - предоставление статичных и видеоизображений. В начале декабря получены первые спутниковые снимки.

Ни одна из перечисленных компаний не распространяется подробно о планах взаимодействия с другими участниками глобального и регионального спутникового рынка, поставщиками аэрофотоснимков или «пока ещё независимыми в США» компаниями по поставке решений для беспилотных летательных аппаратов. Но время не стоит на месте, и ожидается, что в будущем году они вступят в диалог.

3. Перспективы беспилотных летательных систем (БПЛА)

В то время как в других странах беспилотные летательные системы выполняют важные картографические работы, спасают жизни людей,в Соединённых Штатах Америки всё ещё ждут поправок Федерального управления гражданской авиации США (Federal Aviation Administration — FAA), которые точно укажут, в каких случаях безопасно и законно применять БПЛА. Этот факт не препятствовал тому, что применение беспилотников стало центральной темой многих конференций в сфере ГИС и геодезии, специализированных мероприятий.

В течение 2013 года в США регулярно поднимался вопрос о частной собственности и обеспечения безопасности. Как предполагают в Amazon и других компаниях, эти своевременные вопросы по применению БПЛА в повседневной жизни людей в дальнейшем будут иметь ещё большее значение. 

Кроме того, существует немало примеров успешного использования БПЛА в зонах военных конфликтов.

Однако если широкое использование БПЛА на территории США вызывает опасение, то где же тогда открываются возможности для бизнеса? В образовании. Появляются различные частные «университеты», такие как Университет беспилотных летательных аппаратов (Unmanned Vehicle University - http://www.uxvuniversity.com/), которые предоставляют всем желающим возможность спроектировать собственный аппарат и/или управлять им. Существует множество традиционных образовательных программ, самых разнообразных краткосрочных курсов и вебинаров. Единственное требование, предъявляемое к студентам - наличие действующей кредитной карты.

4. Год массовых открытых онлайн курсов (Massive Open Online Class - MOOC) 

Все организации, так или иначе связанные с образованием, в том числе The New York Times, пришли к выводу, что 2012 год был годом MOOС. Однако сфера ГИС и геопространственных технологий до 2013 года оставалась несколько в стороне от этих новаций. 

Google были проведены онлайн-классы на базе картографической платформы компании. Это были курсы для преподавателей в сфере ГИС. Онлайн-классы MOOC по картографированию онлайн проводились и компанией Esri (на основе ArcGIS Online и Desktop). Прочие онлайн-курсы были посвящены географии, интеграции ГИС и пространственных решений. Directionsmag провел курсы по бизнес-стратегиям.

И что же дальше? Теперь, когда 2013 год маркировал переход от «поверхностного взгляда» на MOOC к «хорошему знакомству» с ними, ГИС-сообществу предстоит, судя по всему, пройти тот же путь. Так образовательные и другие учреждения должны хорошо продумать цели данных курсов, их потенциальный эффект, прибыльность. При подведении итогов 2013 года стоит отметить, что свой первый MOOC (для преподавателей) готовит National Geographic; еще минимум одна коммерческая организация также планирует запуск МООС. 

Автор статьи поддерживает MOOC. И более того, поддерживает большинство новых идей в образовании. Стоить попробовать реализовать их и понять, как технологии работают, кому их лучше адресовать. Онлайн-курсы — не волшебная палочка, так же как новейший iPad — это не пропуск в Гарвардский университет. При этом и учителя, и ученики могут высказывать свои идеи по наилучшему использованию данных технологий.

5. Карты Apple стали приемлемыми по качеству

В прошлом году многие были разочарованы тем, что картографические достижения Apple не попали в список десяти важнейших событий года. Это связано с тем, что автор сомневался в долгосрочности данного проекта и его значимости для отрасли. И тем не менее карты Apple стали приемлемыми по качеству. 

Что не было неожиданностью, так это резонанс вокруг ненадлежащего качества карт. Вспоминаются ли «телефонные запреты»? Вспоминаются ли смешки вокруг названия iPad? И всё это так же прекратилось. Почему? Отчасти потому, что люди в массе своей ленивы и любят красивые вещи. И таким образом, когда компания Apple сделала свои карты доступными лишь на собственных устройствах, люди стали их использовать. Автор статьи также не неуязвима: она использует программы Mac Mail и Safari на своём устройстве MacBook. С чем же это связано? С тем, что они шли уже установленными и готовыми к работе и были «достаточно хороши». Возможно, если бы автор была опытным или более продвинутым пользователем почтовой программы или браузера, она бы заметила их недостатки, но этого не происходит. 

Тоже и с картографическими приложениями. Вспомните, когда компания Google сменила поставщика коммерческих данных (в то время это была компания Tele Atlas) в США и стала пользоваться собственными данными? Первое время качество было ужасным. Автор статьи даже проверяла маршруты по MapQuest или OpenStreetMap в течение месяца или двух. Затем карты Google достигли «достаточно хорошего» уровня, и автор продолжила использовать их. И пользуется ими до сих пор. Лучшее решение для любой из больших неудач - время. Подобное положение вещей будет длиться до тех пор, пока люди не перестанут лениться и любить красивые вещи.

6. MapBox и CartoDB: новые решения в онлайн картографировании

В то время как одни небольшие фирмы осваивают рынок дистанционного зондирования, другие занимаются онлайн картографированием. В 2013 году наблюдается увеличение числа пользователей решениями MapBox и CartoDB в блогах по интересам, страничках средств массовой информации и даже на правительственных веб-сайтах.

Чем же данные решения отличаются от других? По мнению автора статьи, не специалиста в области техники или бизнеса, к преимуществам новых программ относятся:
- современные API;
- красивый дизайн карт;
- минимальный инструментарий;
- быстрая установка;
- расширенное использование открытого программного обеспечения, открытых данных и GitHub;
- редкое использование термина «ГИС».

Обе компании в этом году достигли многого. Студентам и профессионалам, стремящимся улучшить свои навыки имеет смысл выделить некоторое время на освоение этих программ.

7. Истории с помощью карт

Автора в своё время учили, что тематические карты в любом случае рассказывают истории. И эти истории не нуждаются в начале, середине и концовке. Компания Esri сделала популярным термин «карта с историей» («story map») в течение последних нескольких лет, с намёком и на линейные рассказы, и на более традиционную одновременную визуализацию. В 2013 году Esri выпустила десятки карт с развивающейся историей, которые были посвящены актуальным темам из новостей или праздникам. В этом году даже ассоциация URISA использовала такие карты, чтобы показать роль замечаний в упрощении процесса создания карты. Во время круглого стола, который продлился один час, автор сама смогла создать свою первую карту с историей.

Однако эта технология представляет собой нечто большее, чем просто размещение на карте фотографий (или видеоматериалов); потенциал использования подобных карт-историй уже не укладывается в рамки одной компании. Даже сам факт появления организации под названием MapStory ещё до появления карт с историей от Esri подтверждает это. 

2013 год был годом карт с историей и стал периодом внедрения данных форм коммуникации в копилку технологий для нас и наших детей.

8. Статус кво

Открытые данные — развитие и использование геопространственных технологий в открытом доступе продолжают набирать обороты (смотри пункт 6). Каковы же важнейшие нетехнические новости в данной сфере? OpenGeo стала независимой организацией и получила новое название - Boundless.

Локализационные услуги — в 2013 году каждую неделю появлялись новые приложения на базе геолокализационных сервисов, довольно часто звучал термин "geofence=geo+reference". Однако принципиальный порядок вещей не изменился. Какие же важнейшие новости в данной области? Esri выпустила бета-версию проекта GeoTrigger, спустя год после приобретения программы Geoloqi от Amber Case.

Облачные компьютерные технологии — технические специалисты и геопространственное сообщество несколько охладело к ним и теперь облако просто представляет собой часть «компьютеризации». 

С термином «большие данные» («big data») произошла то же самое. На рынке появились новые игроки: Actuate (поставщик аналитического программного обеспечения и стратегический член партнёрства LocationTech), Cloudera (управление данными предприятий) и MongoDB (инструмент в открытом доступе для управления базами геопространственных данных).

Дополненная реальность — здесь стоит упомянуть эксперимент с очками Google и инициативу Токийского аквариума>.

9. Временное прекращение работы правительства

Правительство США, за исключением отдельных, специально отобранных подразделений, не работало в октябре в течение 17 дней. Эта ситуация многих заставила поволноваться, многим связала руки.

Многие пользователи геопространственных данных не могли получить доступ к привычным сайтам. Однако наибольший резонанс, по мнению автора, был вызван переносом сроков проведения двух значимых мероприятий — симпозиума GEOINT от организации USGIF и Международной геопространственной и инжиниринговой конференции MAPPS.

Автор статьи не уверена в том, что правительственный кризис помог понять ценность геопространственных данных и услуг федерального правительства вне геопространственной индустрии или показал, что граждане могут прекрасно прожить и без них. Но если такая ситуация повторится в следующем году, позицию по этим вопросам придется конкретизировать.

10. Самое лучшее решение года

Не то, о чём можно было бы сразу подумать, - это автоматический перевод данных из GeoJSON в GitHub (с помощью технологии Mapbox). Пока технические специалисты восхищаются, пользователям ГИС и менеджерам тоже есть чему порадоваться. 

Почему? Потому что, если у вас есть данные, закодированные в GeoJSON (или в любом другом формате JSON), и вы поместите их в GitHub, они станут картой. Итак, попросту говоря, не нужно будет совершать каких-то дополнительных действий по созданию карты, карта уже БУДЕТ.

Источник: http://www.gisa.ru

ВІСНИК ГЕОДЕЗІЇ ТА КАРТОГРАФІЇ